Осеннее Макошье.Мать Сыра Земля и Государыня Вода "засыпают" до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за "всё, чем досадили" им в завершающемся году. Тако же святодень сей посвящён Матери Макоши - Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют (обрядовое вопрошание: "Что бабы, деете?" И ответ: "Мокриды творим, батюшка!") и расчёсывают Кудели Судеб - распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговоренной водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу. Женщины готовятся к предстоящим работам зимними вечерами. Поэтому обавница начинает зачин приветствием: "Хозяйка, открывай двери! Стоят гости на твоём дворе. Открывай двери все тесовые, Стели дорожки новые. Пришли к тебе гости светлые, До тебя пришла Мокошь-матушка. Дарует тебе как матушка, В избёнку идёт закутную, Открывает ларцы малёванные, В один кладёт ткань тонкопрядную, В другой кладёт белое полотно, В третий кладёт доброе сукно." Жрица в венке и с рогом в руке собирает в требу хлеб, вино и мёд. В жертву приносится курица. После зачина обязательны гадания на предстоящую зиму. Для пира женщины варят кашу из пшена с молоком и мёдом, а также жарят курицу. Обряды начинают в личинах, которые впервые надевают после летнего перерыва. Этот праздник ныне известен на западных окраинах Европы и в Новом Свете как "Хэллоун" (Духов день, День всех святых). С наступлением темноты начинается буйство духов - силы тьмы радуются наступлению зимы. Чтобы отпугнуть злых духов и не дать им помешать празднику, люди надевают страшные личины (наряды). Ещё одна особенность праздника: водят двух кольцевой хоровод. Одно кольцо (большее), закручивается посолонь (т.е. по Солнцу, по часовой стрелке) - на жизнь, а другое противосолонь (т.е. против Солнца, против часовой стрелки) - на смерть. Это означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние домашние работы: прядение, ткачество, шитьё, вышивание. В пору двоеверия на Руси отмечали две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой, покровительницей браков и целительницей болезней (особенно, происходящих от колдовства): 14 октября - день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (ибо лён трепали), и 28 октября - день Параскевы Пятницы или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая "льняные смотрины". Образ святой великомученицы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней языческой богини Макоши. Основой для слияния стала общность функций - и Макошь, и Параскева покровительствовали браку и родам, а также всем женским занятиям. Днём поминовения Макоши считалась считалась Пятница. Но и после принятия христианства пятый день недели - Пятница связывался со святыми женского пола. Не случайно культ Пятницу постепенно заслонил собой архаичную Макошь. Вероятно, со временем все обычаи чествования Пятницы соединились с образом святой великомученицы Параскевии (в чём немалую роль сыграло и созвучие наименований: параскеон - пятница по-гречески). Согласно библейской легенде Иисус Христос был распят в пятницу, с чем связана вера в исключительное значение этого дня недели. Однако, исследования показывают, что пятницу почитали на Руси задолго до принятия христианства. Видимо, тогда же возникла вера в 12 пятниц в году, в которые необходимо поститься. Эта вера отразилась в апокрифическом сказании "О 12 пятницах" и в соответствующем духовном стихе. Культ пятницы зафиксирован и у многих народов Европы. Почитание Пятницы у славян было настолько глубоким, что в древности лик Параскевы Пятницы часто изображали на оборотной стороне икон Богородицы. Посвящённый Макоше - Параскеве праздник отмечался 28 октября и именовался Пятницей, хотя далеко не всегда он приходился на пятницу. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нити на веретене. В христианских быличках рассказывается о том, что Параскева Пятница появлялась около больных или рожающих женщин в этот день и облегчала им страдания.
|